Старинная двусторонняя Панагия «Господь Вседержитель - Крест Голгофа». Россия, XVII век.

Торги завершены. Лот не продан.

26 сен 2022 03:09

Возможно, продавец снова выставит его на торги позже. Напишите ему.

Лот: 17886326. Фото: 1. Старинная двусторонняя Панагия... Ювелирные изделия

Старинная двусторонняя Панагия «Господь Вседержитель - Крест Голгофа»...

Цена
450 000 руб.
Цена
450 000 руб.
Торги завершены(26 сен 2022 03:09)

Описание лота

Состояние
Отличное
Год (гггг)
1690
Страна
Царская Россия

Старинная двусторонняя Панагия «Господь Вседержитель - Крест Голгофа». Россия, XVII век.

Материалы:

Медный сплав, серебро, цветные эмали

Техника:

Литье, доработка, скань, обжиг, монтировка.

Размеры:

10,5 *6,5* 0,7 см.

Время создания:

Россия, 17 в.

Двусторонняя панагия с сакральными изображениями Спасителя и Креста Голгофы имеет символическую форму равносторонней восьмиконечной звезды с декоративной фигурной «цветочной» подвеской внизу и подвижным креплением вверху, предназначенным для цепи и ношения образа на одежде.

Корпус панагии полый, составлен из двух тонких пластин, соединенных скрытыми креплениями с узким торцевым бортиком, обвитым по контуру несколькими рядами жгутов скани и украшенный шаровидными гладкими бусинами.

Декоративное оформление выполнено в старинной технике полихромной перегородчатой эмали и скани. Изогнутые линии витой серебряной и медной проволоки, тонкие и скрученные в жгуты, обрамляют края панагии и знаменуют орнаментальный рисунок ее створок. Сканый узор заполнен эмалями голубого, зеленого, желтого, белого и насыщенно - синего цветов, раскрывающих в системе символов религиозный смысл христианских догматов и сообщая предмету яркую образность.

По давней традиции, панагии, служащие отличительным нагрудным знаком архиереев и атрибутом их облачений, создавались мастерами в многодельных эффектных техниках из драгоценных металлов, многоцветных камней, эмалей, украшались живописью и резьбой.

Панагия «Господь Вседержитель - Крест Голгофа», впечатляющая своей декоративностью, развитой орнаментикой и блеском цветных эмалей в полной мере отвечает эстетической традиции репрезентативного оформления предметов культового назначения.

На лицевой стороне панагии, в голубом медальоне, обрамленном, подобно жемчужнику, кружками белой эмали, укреплен образ Господа Вседержителя, выполненный в технике художественного медного литья. Это наиболее яркий образ, представляющий Спасителя небесным царем и судьей. Иисус Христос изображен по пояс, фронтально, с раскрытым Евангелием в левой руке и с благословляющим жестом правой руки. Его изображение окружают зубчатые сегменты лучей пластины, обозначающие божественное сияние. Они заполнены эмалями разных цветов, обведены по краю полосой зеленой смальты и очерчивают внутренний контур панагии рамкой в форме звезды.

Оборотная сторона имеет схожее оформление. Символическая композиция с Крестом Голгофы (с цатой из желтой эмали в средокрестии), с орудиями Распятия - копьем и тростью - выполнена эмалью насыщенного синего цвета и гармонично вписана в медальон светло - зеленого тона, окруженного ободом из тончайшей скани. Его узор, подобно легкому кружеву, сплетен из спиралевидных завитков и мельчайших кружков витой медной проволоки и демонстрирует высокий профессиональный уровень мастера и его изысканный вкус.

Разноцветные лучи панагии, подобно декору на лицевой стороне, обрамлены «звездчатой» рамкой темно - синего цвета. Декоративный подвес, с белым цветком и маленькими изогнутыми синими листиками, поддерживает графическую доминанту синего цвета.

Узор, одинаковый по рисунку на обеих сторонах подвеса, выполнен в разных цветовых сочетаниях. Разрабатывая колорит каждой стороны панагии, мастер проявил художественный вкус и фантазию, добиваясь гармонии и выразительности в самых мелких деталях.

Панагия производит цельное, эффектное впечатление. Работа мастера отличается оригинальностью замысла, символичностью форм, смысловой наполненностью, декоративностью, эстетским вкусом и профессиональным мастерством.

Предмет исполнен в лучших традициях ювелирного церковного искусства неизвестным талантливым мастером с использованием трудоемких технологий. Иконография, стилистика, приемы, конструктивные особенности и декор характерны для памятников русского прикладного искусства XVII века.

Предмет прошел антикварную реставрацию: панагия расчищена от временной патины и загрязнений; мелкие утраты частично восполнены с использованием аутентичных материалов и старых технологий.

К панагии подобрана широкая ажурная мельхиоровая цепь - гайтан длиной 92 см, изготовленная в XIX веке.


Предмет является христианской редкостью, имеет религиозную, культурно-историческую и художественную ценность.

Поделиться этим лотом:

Вопросы

Новый вопрос

осталось 2800 символов