Старинная серебряная лампада огромного размера. Мастерская Поставщика Двора Е.И.В. Павла Овчинникова. Россия, Москва, 1854 г.

Удалён продавцом.

17 авг 2021 10:50
Лот: 17518347. Фото: 1. Старинная серебряная лампада огромного... Другое (предметы интерьера)

Старинная серебряная лампада огромного размера. Мастерская Поставщика...

Цена
210 000 руб.
Цена
210 000 руб.
Удалён(17 авг 2021 10:50)

Описание лота

Состояние
Б/у

Старинная серебряная лампада огромного размера. Мастерская Поставщика Двора Е.И.В. Павла Овчинникова. Российская Империя, г.Москва, 1854 год.

Материалы: серебро «84» пробы, позолота.

Техническое исполнение: литье, золочение, прочеканка, выпиловка, резьба, ручная гравировка штихелем, канфарение, шлифовка, пайка, доводка, монтировка.

Размеры:

Высота тулова лампады без учёта ушек подвеса - 17 см.

Диаметр лампады - 8,5 см без учёта ушек подвеса.

Цепи одинаковой длины - 45,5 см.

Вес лампады – 430 граммов.

Клейма:

На лампаде: «84» пробы, городское клеймо г. Москвы (св.Георгий Победоносец на коне), пробирного мастера «А.К» (пробирер Ковальский Андрей Антонович, 1827–1856 гг.) над датой «1854» в квадрате, именник мастера-монограммиста «ПО» (мастерская Поставщика Двора Овчинникова Павла Акимовича).

На цепях: «84» пробы, именник мастера-монограммиста «ММ».

Головы херувимов крепятся болтами.

Конструктивной особенностью крепления всех трёх "ушек" является то, что снизу к лампаде они не припаяны.

Места верхнего крепления "ушек" к лампаде вызолочены (как и сами "ушки", как и сама лампада).

Высочайший уровень проработки деталей. С внешней стороны лампады находится серебряная «рубашка» с изображениями креста в геометрическом орнаменте и Рельефными фигурами херувимов на каждой стороне лампады. Все детали лампады оригинальные, клейменые. Родная позолота, патина.

Лампада в отличном коллекционном состоянии! Музейный уровень!

Овчинников — ювелирная фирма. Поставщик Двора Его Императорского Величества с 1872 года.

История

Основатель фирмы, Павел Акимович Овчинников, родился в 1830 году крепостным у князей Волконских. В подростковом возрасте был отправлен в Москву на фабрику к своему брату, А.А. Овчинникову, где в течение 8 лет трудился подмастерьем. Получил вольную.

После свадьбы приданое супруги — 1000 рублей, пустил на развитие собственного дела[1].

В 1850 году Овчинников открыл мастерскую. В 1853 была на Швивой горке открыта фабрика золотых и серебряных дел[2], сам Овчинников был записан в 3 гильдию купечества. Уже в 1853 году годовой оборот фабрики составлял 250 тысяч рублей.

В 1854 году оборот фирмы составил уже 1,5 миллиона рублей.

П. Овчинников — один из первых московских ювелиров, открывший при фабрике художественную школу. В 1871 году при фабрике было возведено двухэтажное здание[3], на первом этаже которого были мастерские, на втором — общежитие на 130 человек. Срок обучения составлял от 5 до 6 лет. Помимо общеобразовательной программы, преподавались рисование, черчение, лепка из воска и глины, каллиграфия.

С 1865 года фирма была удостоена звания Поставщика Двора цесаревича Александра Александровича[4]. Звание дважды подтверждалось, в 1881 и 1896 годах.

В 1873 году фирма П. Овчинникова открыла в Санкт-Петербурге отделение[5]. Изначально оно находилось по адресу: Большая Морская, д. 35, позже — в доме 29 по Большой Морской.

В 1878 году фирма получила звание поставщика Двора великого князя Михаила Николаевича[4].

В 1881 году у Овчинникова трудилось 300 человек, из которых 130 были ученики.

В 1882 году, по итогам Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года, фабрикант Овчинников получил право размещать на своей продукции государственный герб.

Авторами моделей продукции Овчинникова были известные скульпторы и художники: И. Монигетти, А. Опекушин, Е. Лансере, В. Васнецов. Известно, что Овчинников платил своим рисовальщикам от 6 до 10 тысяч рублей в год для поддержание высокого уровня выпускаемых изделий[6].

После смерти Павла Акимовича его дело продолжили сыновья Александр, Михаил, Павел и Николай. Петербургское отделение после смерти основателя фирмы возглавлял Михаил Павлович Овчинников[7].

Многие образцы работы фирмы Овчинникова хранятся в Государственном Историческом музее, музеях и частных коллекциях России и ряда европейских стран.

Стиль, техники и ассортимент

Фабрика Овчинникова первой в Российской Империи стала выпускать изделия в древнерусском стиле[8]. Предметы Овчинникова часто содержали народнические темы. Мастера фирмы использовали различные техники, однако наибольшую известность Овчинников получил за чеканку, литье[9] и эмали. Использовались техники перегородчатой, витражной и расписной полихромной эмалей[10]. Помимо этого, ювелирами фирмы активно использовалось чернение[11]. Использовалась эмаль по скани, эмаль по чеканке.

Первые 10 лет фабрика Овчинникова выпускала предметы для богослужений: напрестольные Евангелия и кресты, хоругви, лампады, оклады для икон, дарохранительницы, паникадила, богослужебные сосуды и другую утварь для храмов.

Позже фирма стала производить предметы бытового назначения: столовое серебро, сервизы, сахарница, наборы для вина, братины, ковши. Изготавливались пресс-папье, портсигары, чернильные приборы и шкатулки, скульптурные группы[2].

Некоторые предметы для фирмы «Овчинников» изготавливались торговым домом «Бейлин и сын».

Награды

· Всемирная выставка в Париже 1867 года. Серебряная медаль.

· На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года школа была отмечена серебряной медалью «за выставленные предметы, относящиеся к лепке из глины и письму по эмали, а также за рисунки и композиции самих учеников».

Известные работы

· Иконостас Успенского собора Московского Кремля. Серебро, золочение[11].

· Альбом дли фотографий, поднесенный московскому градоначальнику В. А. Долгорукову от Московского городского общественного управления по случаю 50-летия. Серебро, эмаль, дерево, бумага, бархат; литье, чеканка, гравировка, золочение, акварель.

· Чернильный набор со стола И. А. Гончарова, подаренный ему в память совершеннолетия Наследника императором Александром III. Серебро, эмаль, металл, литье, чеканка, золочение.

· Ларец, подаренный жителями Москвы Императорским Высочествам Ксении Александровне и Александру Михайловичу по случаю их венчания 25 июля 1894 года. Серебро, бриллианты, алмазы, альмандины, рубины, аметисты, литьё, чеканка, золочение, живопись.

· Евангелие по рисункам Л. Даля для Храма Христа Спасителя. Серебро, перегородчатая эмаль.

· Серебряная ваза «Сказка в металле». Серебро, чеканка, полихромная эмаль, сапфиры, турмалины, гранаты, сердолики и аметисты[10].

· «Памятник освобождения крепостных крестьян» — письменный прибор, украшенный скульптурой крестящегося крестьянина, сеющего зерно[12].

Клейма на изделиях фирмы

Петербургское отделение использовало клейма «ПОВЧИННИКОВ» и «ПО»[5]. Известны также клейма «П. ОВЧИННИКОВ», «П.О».

«М.ОВЧИННИКОВЪ» — клеймо Михаила Павловича Овчинникова, петербургское отделение. Известны клейма «М. Овчинников», «П. Овчинников», «ОВЧИННИКОВ», «АБ», «ИА»[13].

Примечания

1. ↑ Фирма П.А. Овчинникова. mus-col.com. Дата обращения: 5 октября 2019.

2. ↑ Перейти обратно:1 2 В русском стиле. Журнал БОСС (1 сентября 2016). Дата обращения: 9 октября 2019.

3. ↑ Птибурдуков.ру. ptiburdukov.ru. Дата обращения: 6 октября 2019.

4. ↑ Перейти обратно:1 2 А. Иванов. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600—1926). — Русский национальный музей, 2002. — С. 7.

5. ↑ Перейти обратно:1 2 Т. Гольдберг, Ф. Мишуков, Н. Платонова, М. Постникова-Лосева. Русское золотое и серебряное дело XV—XX веков. — М., Наука, 1967. — С. 184. — 307 с.

6. ↑ Т. Гольдберг, Ф. Мишуков, Н. Платонова, М. Постникова-Лосева. Русское золотое и серебряное дело XV—XX веков. — М., Наука, 1967. — С. 126. — 307 с.

7. ↑ Т. Гольдберг, Ф. Мишуков, Н. Платонова, М. Постникова-Лосева. Русское золотое и серебряное дело XV—XX веков. — М., Наука, 1967. — С. 221. — 307 с.

8. ↑ Т. Гольдберг, Ф. Мишуков, Н. Платонова, М. Постникова-Лосева. Русское золотое и серебряное дело XV—XX веков. — М., Наука, 1967. — С. 225. — 307 с.

9. ↑ Крестьянские мотивы да замысловатые узоры: Как в России появились первые ювелирные династии, и чем они удивляли мир. Культурология. Дата обращения: 6 октября 2019.

10. ↑ Перейти обратно:1 2 [http://iznedr.ru/news/item/f00/s05/n0000557/index.shtml]. iznedr.ru. Дата обращения: 7 октября 2019.

11. ↑ Перейти обратно:1 2 КАК ПОТРАТИТЬ. Не только Фаберже: ювелиры, которые «работали» на русских царей. kp.vedomosti.ru (3 мая 2017). Дата обращения: 9 октября 2019.

12. ↑ Эмальеры. Павел Овчинников. - Журнал "Культурная Столица". kstolica.ru. Дата обращения: 7 октября 2019.

13. ↑ А. Иванов. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600—1926). — Русский национальный музей, 2002. — С. 8.

Поделиться этим лотом:

Вопросы

Новый вопрос

осталось 2800 символов