Старинный образ Пресвятой Богородицы «Иверская» в серебряном позолоченном окладе. Мастерская «МП». Россия, г. Москва, 1877 г.
Торги завершены. Лот не продан.
Возможно, продавец снова выставит его на торги позже. Напишите ему.
Описание лота
Год (гггг) | 1877 |
Старинный образ Пресвятой Богородицы «Иверская» в серебряном позолоченном окладе. Мастерская «МП». Российская Империя, г. Москва, 1877 г.
Материалы: дерево; левкас, темпера. Оклад: серебро «84» пробы; литье, чеканка, канфарение, гравировка штихелем, доводка, золочение.Клейма: «84» пробы с гербом города Москвы («Георгий Победоносец, поражающий змия») с инициалами пробирного мастера «И.К.» над датой «1877», именник мастера-монограммиста «МП» (мастерская Парамонова* Михаила Дмитриевича) в прямоугольном щитке.Размеры:
Высота – 32 см.
Ширина - 27,5 см.
Вес оклада - 390 граммов.
Оклад тяжелый, высокорельефный. Позолота в идеальном состоянии.
Состояние: в отличной коллекционной сохранности.
Работы мастерской представлены в ГИМе.
*ПАРАМОНОВ Михаил Дмитриевич, влад. маст. сер. изд. Встречается в 1891–1900 гг. 1896: завед. сер. изд., Девятая рота д. Никитиной. В 1900 г. — участник выставки в Париже. Посуда. Постникова—Лосева: клейма №№ 2678, 2679.
И́верская ико́на Пресвято́й Богоро́дицы, или Врата́рница, или Привра́тница (греч. Πορταΐτισσα — Портаитисса)
православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции. Со времени чудесного появления никогда не покидала Святую Гору.
Современные исследователи датируют Иверскую икону так: профессор Афинского университета Панайотис Вокотопулос (греч. Παναγιώτης Βοκοτόπουλος) — первая половина XI века[2], профессор истории искусств университета Инсбрука Томас Штеппан (нем. Thomas Steppan) — начало XII века; академик Никодим Кондаков — XII век.
Сказания об обретении иконы
Сохранившиеся греческие сказания — не старше XVI века, славянские сказания зафиксированы письменно не ранее XV века. Существуют различные версии происхождения иконы, которые по содержанию коренным образом отличаются друг от друга.
По одной из версий — в IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен в море женщиной, проживавшей около города Никея. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей, или Привратницей, а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.
В XVI веке икона была украшена чеканным серебряным окладом работы грузинских мастеров. Оклад оставляет открытым только лики Богородицы и Богомладенца.
Дни празднования
· во вторник Светлой седмицы (переходящее празднование) — обретение первообраза в море у горы Афон;
· 12 февраля (25 февраля) — перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае в 1656 году;
· 13 октября (26 октября) — торжественная встреча и перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона;
· 23 апреля (6 мая) — второе обретение древнейшего московского образа (списка) иконы в 2012 году, когда произошла его передача Историческим музеем Русской православной церкви (ныне список находится в Новодевичьем монастыре)[7];
· в некоторых календарях дополнительно указывают также 31 марта (13 апреля), возможно, это связано с переходящей датой вторника Светлой седмицы: по преданию, первое явление иконы в море монахам Афонского монастыря произошло во вторник Светлой седмицы, приходящийся в том году на 31 марта, по другим непроверенным данным — на 27 апреля;
Иверская часовня в Москве
В 1669 году копию принесенного с Афона списка Иверской иконы поместили при триумфальных Неглиненских (Воскресенских) воротах Китай-города. Для иконы был сделан небольшой деревянный навес, позднее вместо него воздвигли часовню[8]. В 1791 году часовню перестроил архитектор Матвей Казаков[9]. После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном[8].
В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. В 1994—1995 годах часовня и ворота были восстановлены (автор проекта — архитектор О. И. Журин).
По восстановлении Иверской часовни в 1995 году из Иверского монастыря на Афоне была прислана новая копия хранящейся там чудотворной иконы Богоматери Вратарницы. Ежедневно раз в два часа с восьми часов утра до восьми вечера в часовне совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородице. Служит всё московское духовенство поочерёдно. Этот новый образ уже прославился многими чудесами[10].
Монреальская Иверская икона Божией Матери
Монреальская Иверская икона — список Иверской иконы Божией Матери, написанный в 1981 году на Афоне греческим монахом Хризостомом. По многочисленным свидетельствам, икона непрерывно мироточила в течение 15 лет. В 1997 году её хранитель Иосиф Муньос был убит, а икона бесследно исчезла.
Поделиться этим лотом: