Историко-статистическое описание Псковского Кафедрального Троицкого Собора. Москва: 1858 год.

Торги завершены. Лот не продан.

23 сен 2022 01:49

Возможно, продавец снова выставит его на торги позже. Напишите ему.

Лот: 15252298. Фото: 1. Историко-статистическое описание... Книги

Историко-статистическое описание Псковского Кафедрального Троицкого С...

Цена
45 000 руб.
Цена
45 000 руб.
Безопасная сделка с доставкой
Торги завершены(23 сен 2022 01:49)

Описание лота

Состояние
Хорошее
Год (гггг)
1858

Историко-статистическое описание Псковского Кафедрального Троицкого Собора./ Составлено Инспектором Псковской Семинарии Александром Князевым*. - Москва: Типография Каткова и Ко, 1858 год.

Содержание: [4], 82 стр., 3 листа иллюстраций.

Формат: 22 х 15,3 см.

Имеются незначительные следы бытования, редкие лисьи пятна.

В очень хорошем коллекционном состоянии. Книжная редкость!


*Александр Сергеевич Князев (1814-1897) - писатель, археолог, знаток древностей г. Пскова.

Автор не только представляет нам архитектурный вид храма в его историческом развитии, но и дает полное описание церковной утвари, книг, икон, захоронений, находящихся там, а также приводит список 28 архипастырей.

КНЯЗЕВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

Александра Сергеевича Князева – богослова и педагога можно назвать одним из первых псковских краеведов.

Родился в семье дьякона в погосте Славуй (Слауй), Великолукский у., Псковская губ.

Первые его краеведческие работы: «Указатель достопамятностей города Пскова» (М.,1858), «Историческо-статистическое описание кафедрального Троицкого собора» (М., 1858), «Очерк истории Псковской Духовной семинарии» (М., 1866) и ряд статей, посвященных Пскову, были изданы им задолго до создания Археологической комиссии при губернском статистическом комитете. Его работа по истории Троицкого собора до сих пор не утратила своего значения, так как ничего нового и более полного на сегодняшний день по этой теме не создано. Он родился 26 февраля (ст. стиль) 1814 года в семье диакона. Местом его рождения был погост Славуи Великолукского уезда Псковской губернии. Учился и закончил сначала Великолукское духовное училище, затем Псковскую духовную семинарию (далее ПДС) и Санкт-Петербургскую духовную академию.

Спустя многие годы М.И. Семевский, оценивая заслуги А.С. Князева перед местной историей, назвал его «маститым археологом, педагогом и писателем …лучшим современным знатоком истории и древностей Пскова. Все ученые и любители отечественной старины, при посещении этого славного города неминуемо обращались и обращаются к А.С. Князеву и всегда встречают в нём полнейшую готовность поделиться своими сведениями. Мы лично с чувством глубокой признательности вспоминаем о частых и всегда интересных для нас беседах о псковской старине, которыми дарил нас А.С. Князев в бытность нашу в Пскове в 1862 – 1863 годах». В журнале «Русская старина», в ноябрьской книжке 1890 года, был помещён очерк Князева «Псков и его достопримечательности», вместе с этой работой напечатан перечень его трудов. Немало сделано им и для истории церкви в Пскове, в частности, он собирал материалы для будущих биографий Симона Тодорского (псковского архиепископа, законоучителя Екатерины II), митрополита Евгения (Болховитинова), бывшего псковским владыкой в 1816 – 1822 годах и создавшего «Историю княжества Псковского» (Киев,1831). Много писал о святой Ольге, ему принадлежит инициатива открытия крестного хода из Пскова в Выбуты (в связи с этим событием в «Духовной беседе» был опубликован очерк «Св. Ольга, ее высокие душевные качества и заслуги для церкви и государства …», «Вера великой праматери, украшенная благочестием великого праправнука. Описание креста святой Ольги, находящегося в Псковском кафедральном соборе, и торжественного установления пред ним золотой лампады, пожертвованной его императорским высочеством Константином Николаевичем, по случаю рождения королевы эллинов Ольги Константиновны» (Псков, 1857), собрал сведения о Мардарии, псковском пустынножителе (вышли отдельной брошюрой).

И все-таки основной в жизни А.С. Князева была педагогическая деятельность, ей он посвятил более 50 лет своей жизни. По окончании Духовной академии он в октябре 1839 года приехал в Псков и поступил на службу в ПДС на должность учителя русской словесности. В этой должности он проработал два года. Его уроки по данному предмету были признаны лучшими и представлены вниманию ректора Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрита Афанасия (Дроздова), который в качестве ревизора проверял Псковскую семинарию в 1841 году. В этом же, 1841, году по определению Священного Синода А.С. Князев был назначен инспектором ПДС. Это назначение было исключительным из существующих тогда правил: инспекторские места в семинариях занимали только монашествующие. К тому же А.С. Князев был молод, ему в 1841 году исполнилось 27 лет. Но любовь к делу и трудолюбие помогли выдержать все. Начало его службы на этой должности совпало с подготовкой в стенах Псковской семинарии православных пастырей для Остзейских губерний, входивших в состав тогдашнего Псковского викариатства. В 1853 году будет учреждена Рижская епархия и открыта семинария. Новым пастырям требовалось непременное знание латинского и эстонского языков, в семинарии были открыты соответствующие классы, но необходимые учебники были только на немецком языке. Александр Сергеевич переводит их на русский и тем самым облегчает задачу обучения.

В 1860 году в Пскове была открыта Мариинская женская гимназия. Губернский училищный совет назначил А.С. Князева преподавать в ней Закон Божий. Для преподавания этого предмета его приглашали в частные дома, в том числе в дом тогдашнего губернатора Валериана Николаевича Муравьева.

В это время он уже автор перечисленных выше работ о Пскове. На это время приходится начало его знакомства с Михаилом Ивановичем Семевским. К нему обращается за помощью Михаил Владимирович Толстой, работая над книгой «Святыни и древности Пскова» (М., 1861). В предисловии к книге Толстой выражает благодарность А.С. Князеву «за опытное руководство при посещении местных святынь. … Благодарное воспоминание о немногих днях, проведённых мною с А.С. Князевым, тем более для меня незабвенно, что это случайная встреча путника-богомольца обратилась в сердечную, навсегда драгоценную для меня дружбу». (Граф Михаил Владимирович Толстой (1812-1896), окончив медицинский факультет Московского университета, занимался историей русской церкви: «Рассказы из истории Русской церкви (М., 1870), «Жизнь и чудеса святителя Николая Мирликийского» (выдержала 6 изданий), «Патерик Свято-Троицкой Лавры», «Сказание о чудотворной иконе Иверской Богоматери» (1847).

В 1862 году после 23-х летней службы в Пскове А.С. Князев по ходатайству тогдашнего Рижского преосвященного Платона был переведен преподавателем и инспектором в Рижскую семинарию, которая делала первые шаги на пути своего становления. Состав учеников семинарии был разнородным: много было детей новообращенных в православие эстонцев и латышей, не знавших училищной дисциплины, правил общежития и русского языка. Устройство семинарии и программы обучения были отличными от прочих русских духовных семинарий. Назначение на эту должность А.С. Князева было не случайным: он был известен в преподавательских кругах долголетним опытом мудрого наставника и добросовестным отношением к делу. В Рижской семинарии он прослужил два года. В 1864 году вернулся в Псков.

В Пскове он включился в общественную жизнь, стал действительным членом губернского статистического комитета, принял активное участие в его деятельности вместе с И.И. Василёвым и К.Г. Евлентьевым. На заседании комитета 11 ноября 1868 года он принимал активное участие в обсуждении программы по сбору сведений для статистики Псковской губернии. Сведения необходимо было собирать по 10 отделам. 9 и 10 отделы – нравственность и образование – было поручено вести А.С. Князеву, то есть собирать материал по данным темам, критически его осмысливать, группировать собранные сведения для заключительных выводов. В конце 60-х начале 70-х годов А.С. Князев принимал активное участие в составлении II-го выпуска «Евгеньевского сборника» или «Материалов для биографии митрополита Евгения (Болховитинова). В 1867 году Академия наук торжественно отмечала 100-летие со дня рождения митрополита Евгения.

Редактором сборника был библиотекарь Публичной библиотеки Антон Доминикович Ивановский. Князев предоставил для сборника много интересных архивных материалов, касавшихся псковского периода жизни митрополита Евгения.

Выражая признательность А.С. Князеву за помощь в работе, Ивановский, в частности, писал: «В Пскове местный археолог А.С. Князев приготовил статью о Евгении, как архиепископе псковском. Статья эта будет напечатана в Евгеньевском сборнике. Вполне сочувствуя моему изданию, этот любитель просвещения доставил мне автограф переписки Евгения: 1. С наместником Киевской Лавры и настоятелем Задонского монастыря Серафимом, особенно любимым покойным митрополитом. 2. С псковским купцом Иваном Ивановичем Шариным. 3. С рижским священником Стефаном Гиацинтовым, бывшим впоследствии протоиереем г. Острова. Эти весьма любопытные материалы будут опубликованы в Евгеньевском сборнике, а за доставление таковых считаю для себя священным долгом заявить печатно Александру Сергеевичу душевную признательность». К большому сожалению, материалы не были опубликованы, так как II-й выпуск «Евгеньевского сборника» не вышел.

В 1872 году была создана Археологическая комиссия – кружок любителей старины, который положил начало активному краеведческому движению и изданию литературы по истории Пскова и Псковской земли. В протоколах заседания комиссии Князев упоминается как даритель в будущий музей своих работ: о Симоне (Тодорском), архиепископе Псковском и Нарвском, статьи «Серафимовичи и Серафимовны – история новых религиозных сектантов в Псковской губернии, известных под именем Серафимовичей и их учение».

В 1878 году А.С. Князев уехал в Одессу, где был принят на службу в качестве директора народных училищ Херсонской губернии. Южный край России, в частности Херсонская губерния, представлял собой сложное явление. Там жили люди разных национальностей и разных вероисповеданий. Существовали училища различных типов и разрядов, которые находились в ведении директора. Служа в Одессе, он не прерывал связи с Псковом. По предложению псковского губернатора Михаила Борисовича Прутченко и Михаила Александровича Назимова в феврале 1881 года был избран действительным членом Псковского Археологического общества (далее ПАО).

В 1885 году А.С. Князев вышел в отставку и возвратился в Псков. На годовом собрании ПАО 15 ноября 1885 года большинством голосов он был избран секретарем общества, кандидатом в секретари избран Н.А. Строкин. Членом общества стал и его брат, Михаил Александрович Князев, протоиерей Петропавловского собора. В следующем, 1886 году, на заседании ПАО 18 сентября Князев был освобождён от должности секретаря «по слабости здоровья и домашним обстоятельствам». Помимо ПАО, А.С. Князев состоял действительным членом императорского общества древней письменности в Санкт-Петербурге, Императорского общества истории и древностей в Одессе.

В 1889 году в стенах ПДС праздновали 50-летний юбилей служебной деятельности А.С. Князева. Материалы к его юбилею были напечатаны в «Псковском городском листке» №№ 80 и 83.

Скончался А.С. Князев 28 февраля (ст. стиль) 1897 года. Отпевание проходило в домовой церкви ПДС. Похоронили Александра Сергеевича Князева на Дмитриевском кладбище. К сожалению, могила его не сохранилась.

В заключение хочется отметить, что в составе фондов Древлехранилища нашего музея есть и личный фонд А.С. Князева. Но в фонде типографии губернского правления хранится книга из личной библиотеки А.С. Князева - «Повесть о начале основания Псково-Печерского монастыря» (Псков,1849). Книга с дарственной надписью орешковыми чернилами: «Благословение от Псково-Печерской обители в начале нового лета Александру Сергеевичу Князеву с семейством. Настоятель Псково-Печерского монастыря Архимандрит Антоний 4 дня 1850 года».


Поделиться этим лотом:

Вопросы

Новый вопрос

осталось 2800 символов